Коротко об управлении личными финансами

… я получаю 9000 рублей,
мне их хватает на 30 дней,
а если в месяце больше дней,
то я занимаю 300 рублей,
а если в месяце меньше дней,
то я экономлю 300 рублей,
я мог бы их откладывать но …
Отрывок из песни офисного работника
Автор Семен Слепаков

… Но “я не занимаюсь планированием и управлением семейным бюджетом”, так можно было бы заменить последнюю строчку этого куплета.

Планирование семейного бюджета и управление личными финансами, интересует очень многих, но используется крайне редко: для кого-то это не актуально потому, что доход позволяет не задумываться о тратах; кому-то планировать расходы сложно потому, что основная и единственная статья расходов “Еда и бытовые нужды”. Чтобы первая крайность не переросла во вторую, и занимать каждый месяц 300 рублей, как герою песни Семена Слепакова не пришлось, все же необходимо задуматься о планировании своих расходов и учете доходов.

Самые важные составляющие управления личными финансами

Важность учета сложно переоценить. Именно записывая расходы и доходы вы можете найти “дыры”, в которых пропадают ваши деньги, понять периодичность трат. На основании полученной информации вам будет легче планировать будущий семейный бюджет и перераспределять расходы.

Кстати именно перераспределение расходов, позволяет освободить часть средств на более приоритетные желания. Благодаря фиксированию трат вы можете найти, за счет какой статьи расходов сделать перенос. В этом случае важно учитывать все расходы, ведь суммарные затраты на мелкие и неважные покупки могут быть равными сумме, необходимой для дорогого и долгожданного приобретения.

Важно определить какие инструменты вы будете использовать для ведения домашней бухгалтерии: это может быть “бумажный” блокнот или on-line приложение, электронная таблица или документ Google. Последние инструменты, по нашему мнению, являются наиболее удобными: ведите электронную таблицу Excel или Calc, если вы живете и расходуете средства сами; для управления бюджетом семьи, подойдет документ Google, доходы и расходы в который могут вносить все члены семьи.

Одним из этапов управления личными финансами является планирование расходов и учет доходов. Для этого можно использовать следующие способы:

  • Планировать будущие расходы исходя из существующего дохода. В этом случае, вы можете распределить полученные средства по статьям в соответствии с тем, каким образом вы видите их структуру.
  • Планировать затраты будущего месяца исходя из итоговых затрат предыдущего. Если вы выберете этот способ, то бюджет на планируемый месяц составит “затраты предыдущего месяца по статьям – нестандартные (разовые) расходы прошлого месяца + нестандартные ожидаемые расходы планируемого месяца”. При этом учтите, что следует увеличить полученную сумму на 10-15% на случай внеплановых расходов.

При планировани следует не забывать очевидное и важное правило, доходы всегда должны быть больше расходов.

При управлении семейным бюджетом, важно определить статьи расходов и доходов, оценить их величину и важность. Трудностей не возникнет с определением статей доходов, это:

  • Заработная плата и/или прибыль от предпринимательской деятельности
  • Дивиденды
  • Денежные подарки
  • Доход от продажи чего-либо.

Конечно же возможны и другие статьи.

В структуру расходов обязательно должны входить следующие статьи:

  • Жилье и коммунальные услуги
  • Питание
  • Расходы на бытовые нужды
  • Налоги
  • Транспортные расходы
  • Сверхплановые расходы
  • Накопления и фонды для долгосрочных расходов (например, расходы на отпуск или ремонт).

В зависимости от интересов и уровня доходов, статьи расходов личного или семейного бюджетов могут включать:

  • Развлечения и хобби
  • Образование
  • Медицинские услуги и спорт
  • Оплата услуг связи
  • Содержание домашних животных
  • Покупка одежды и обуви
  • Чрезвычайные случаи и непредвиденные ситуации
  • Прочее.

В зависимости от ваших приоритетов и возможностей вы сами можете установить каким должно быть процентное соотношение всех затрат.

  • Спасибо, что пишите о правильных вещах! :-)
    Хочется добавить про распределение расходов, здесь об этом упомянуто вскользь: лучше всего их распределять по степени срочности и важности. И в таком же порядке оплачивать.
    Например,
    1. Важные и срочные;
    2. Срочные, но не очень важные;
    3. Важные, но не очень срочные;
    4. Не очень срочные и не очень важные.
    И т.д.
    Таким образом, никогда не возникнет ситуации, когда денег не хватает на что-то важное и срочное.

    • Спасибо за дополнение.