Каким должен быть диалог?

Деловые переговоры, служебные встречи, общение с близкими – все эти ситуации состоят из диалогов, в которых, из взглядов, жестов, слов и предложений, как здание из блоков и кирпичей, строится основа долговременного и успешного сотрудничества. Или же наоборот, разрушаются казалось бы самые перспективные надежды.

Умению вести переговоры, и строить грамотные и сопутствующие будущим благоприятным отношениям дискуссии нужно учиться, но есть несколько правил ведения диалога, выполнять которые под силу даже новичку.

Как вести диалог?

  • Говорите по очереди и не перебивайте. Это простое правило вежливости, основа успешных переговоров: только так все мнения будут учтены.
  • Слушайте. Думаете это просто слушать своего собеседника? Возможно, но не для всех. Ведь вам не только необходимо воспринимать слова, которые говорит собеседник, но показывать, что вы слушаете: отложите телефон, закройте ноутбук, перестаньте разглядывать окружающую обстановку и направьте все свое внимание на собеседника. И самое важно реагируйте на слова собеседника: ваши взгляд и жесты должны подтверждать ,что вы слышите его.
  • Услышьте. Это правило не дублирует предыдущее. Вы должны понимать, что говорит собеседник и почему. Только слыша о чем говорит ваш собеседник вы сможете быть активным участником диалога. Кроме того, благодаря этому вы убережете себя от неловких ситуаций, когда вас попросят высказать мнение по поводу сказанного.
  • Думайте прежде чем сказать что-то, думайте почему ваш собеседник утверждает то или иное положение. Так вы избежите недоразумений, когда вам придется опровергать сказанное ранее или разъяснять, что же именно вы имели ввиду.
  • Отбросьте эмоции. Какой бы сложной и напряженной не была тема, контролируйте свои эмоции. Злость, злорадство, жалость и боль редко соседствуют со здравым смыслом, поэтому не позволяйте этим эмоциям отразиться на вашем лице или, что еще хуже, повлиять на ваши слова. Скрыв эмоции и сохранив достоинство вы укрепите свою репутацию и не будете чувствовать себя неловко при следующих встречах.
  • Разговаривайте правильно и вы создадите правильное впечатление. “Встречают по одежке”, – к “одежке” можно причислить и стиль речи. Поэтому как бы хорошо не были подтверждены факты и как бы не было заманчиво ваше предложение, неуместные паузы, сленг, слова паразиты и неуместные иностранные слова сведут на нет все ваши старания.

Может показаться, что приведенные выше правила ведения диалога касаются только бизнес ситуаций. Однако их стоит применять и в повседневной жизни: они помогут создать благоприятную атмосферу поддержки и понимания в семье и кругу близких людей.

Картинка: Flickr, Vic

  • Надежда Введенская

    На самом деле можно выделить массу моментов, которые характеризовали бы эффективный диалог. Но я бы парочку “Слушать и слышать” поставила бы на первое место.

  • Надежда Давыдова

    Добавлю, что у диалога должна быть определенная цель. И в продолжении диалога следует проявлять искреннюю заинтересованность самим собеседником, а также уметь вести конструктивную критику, не разрушающую представления собеседника, но помогающую придти к общему решению.