Как научиться работать с информацией и сложными текстами?

Мы уверены, что многие из наших читателей, сталкиваются с необходимостью работать с большими текстами.

Если вы читаете художественную литературу, то в большинстве случаев, нет необходимости подводить итоги, делать выводы или принимать решения. А вот для тех, кому приходится читать научные статьи, бизнес-литературу или учебники, исследования или отчеты, полученная информация становится инструментом для развития собственного бизнеса или проведения научных или учебных исследований.

В этом случае умение работать с текстовой информацией, становится важным навыком, который помогает сэкономить время, лучше работать и быстрее учиться.

Как сформировать умение работать с текстовой информацией?

Чтение и работа со сложными текстами будет проще, если перед началом работы вы зададите себе вопросы “Какую информацию я ищу? Какую проблему я хочу решить?”. Помните, что облегчит работу с тестом система пометок, а подведение итогов, поможет лучше систематизировать информацию.

1. Определите, ответы на какие вопросы вы хотите найти.

2. Введите систему пометок и маркировок:

  • Подчеркивайте одной чертой основные идеи;
  • Подчеркивайте двумя линиями вспомогательные факты и вторичные идеи;
  • Выделяйте важные цитаты;
  • Используйте выделенную информацию чтобы чтобы подготовить выводы или вторичные исследования.

3. Делайте промежуточные выводы и фиксируйте информацию необходимую для ответа на ваши вопросы, а также

  • Определите, в чем заключается точка зрения автора;
  • Какие факты подтверждают точку зрения автора;
  • Где используются перечисленные автором идеи и методы;
  • Как вы можете применить полученную информацию;
  • Выразите свою точку зрения относительно позиции автора и трактовки перечисленных фактов.

4. Закончив чтение, обобщите промежуточную информацию и подведите общие итоги

5. В заключении определите, какой информации вам не хватает

6. Ознакомьтесь с источниками, которые помогут найти недостающие ответы.

Картинка: Flickr, Giulia van Pelt

  • Татьяна

    Умение работать с текстовой информацией на самом деле очень важно. На собственном опыте проверяла: даже если читаешь о чём-то концептуально новом и думаешь, что вот это-то точно не забудется, спустя время, перечитывая те же участки книги, понимаешь, что очень много упустила. А когда всё это правильно структурировать: сделать закладки, выделить разным цветом, подготовить выписки, то информация восстанавливается в памяти намного быстрей

  • Евгений

    Очень полезные советы, особенно пригодятся горе-копирайтерам, которые берут бешеные деньги за некачественные статьи, а сами лепят в текст что попало, не умея анализировать тематику и не читая о ней никакой литературы

  • quarrazzella

    великолепный алгоритм! вы практически цитируйте моего учителя логики и дидактики в университете. лично мне всегда помогает именно одинарное или двойное выделения. после чтения я, как правило, пытаюсь составить из подчеркнутых фраз осмысленные предложения, которые кратко передают суть текста. еще, на мой взгляд, очень важно отмечать, какие вопросы вы ставите перед текстом.